kuzdra (kuzdra) wrote,
kuzdra
kuzdra

Categories:

Мурнау в картинках. Часть первая. Кандинский и Мюнтер

Недалеко от Мюнхена, в часе езды на поезде, есть маленький городок Мурнау. Расположенный в предгорьях Альп, на берегу Штаффельского озера, Мурнау весьма живописен. Одно из самых тёплых озер в Баварии Штаффельское озеро привлекает летом множество любителей поплавать, а зелёные холмы, утыканные живописными домиками, манят поклонников пеших прогулок. К югу от Мурнау раскинулось ещё одно чудо природы - "Murnauer Moos", Мурнауские болота - самый крупный заболоченный участок в Центральной Европе.

В этот самый Мурнау я давно собиралась съездить, но у меня всё не получалось. И вот, наконец, этим летом, в один из августовских жарких дней, взвалив на плечи семью, я отправилась в сей райский уголок. Путешествия без культурно-исторического контекста меня интересует мало, здесь же с контекстом всё было в порядке: Мурнау хорошо известен любителям живописи, потому что тут стоит дом, в котором пять лет жил Кандинский со своей подругой Габриэле Мюнтер, талантливой немецкой художницей-экспрессионисткой.
 photo br_gm-haus_zps5031bac6.jpg  photo br_mmuseum_zps2b0cc720.jpg
Габриеле Мюнтер "Дом в Мурнау", 1931

 photo 3-Wassily-Kandinsky_zps3fb8b8d0.jpg
Габриэле Мюнтер "Василий Кандинский"

"Gabriele Munter". 1905 photo 12_zps1ad3d8df.jpg
Кандинский "Габриэле Мюнтер", 1905

Gabriele and Wassily photo 12-Gabriele-and-Wassily_zpsf8072901.jpg
Габриэле Мюнтер с Кандинским

Сейчас дом официально называется "Мюнтерхауз", дом Мюнтер, но у него есть и второе название - "русский дом", так с самого начала окрестили его местные жители, знавшие о русском происхождении проживавшего в нём основоположника абстракционизма.
Этот дом в свое время стал настоящим культурным центром, под его кровом гостили многие ныне известные художники: Алексей Явленский и Марианна Верёвкина, Франц Марк со своей женой-художницей Марией, Август и Гельмут Маке, Пауль Клее, Генрих Кампедонк, здесь бывал и знаменитый композитор и художник Арнольд Шёнберг. "Русский дом" искусствоведы называют колыбелью "Синего всадника", потому что именно здесь в октябре 1911 года состоялось собрание по подготовке одноимённого альманаха.

Вернувшись из Мурнау, мне захотелось побольше узнать о совместном периоде жизни Кандинского и Мюнтер. Я прочитала о них несколько книг и нашла в интернете множество картин, написанных Кандинским и Мюнтер в этом симпатичном месте. И, как водится, хочу поделиться со всеми, кому это интересно.

Союз Кандинского и Мюнтер трудно назвать счастливым. Он был интересным и плодотворным, в творчестве оба понимали друг друга с полуслова, поддерживали и вдохновляли. Это творческое единство - очень важная составляющая их отношений, Кандинский лелеял мечту иметь друга-соратника по искусству, может быть, это стало главной причиной его увлечённости Мюнтер. Даже спустя много лет после разрыва Мюнтер с благодарностью вспоминала чуткость Кандинского к её искусству, хотя по-человечески так и не смогла его простить. Оба они не отличались простыми характерами, и творческого взаимопонимания не хватило для того, чтобы сохранить их личностные отношения, усложнявшиеся с каждым годом. Взаимное недовольство росло и в последний перед Первой мировой войной год достигло наивысшей точки. Накал страстей, растущее отчуждение хорошо чувствуются в сохранившихся письмах, написанных во время пребывания Кандинского в России и поездок Мюнтер к родственникам в Берлин, Бонн и Херфорд. Неизвестно, сколько бы они ещё протянули вместе, но вмешалась история. С началом Первой мировой войны Кандинский был вынужден покинуть Германию и вернуться в Россию, что фактически стало концом их отношений. Последний раз они встретились зимой 1915-16 годов в Стокгольме, где у Кандинского состоялась очередная выставка, и разъехались, так и не сумев поставить точку над "i". Кандинский не нашёл в себе силы разорвать отношения, хотя понимал, что они зашли в тупик, более того Габриэле удалось вырвать у него обещание, что в России он начнёт подготовку документов для заключения брака, который был ей очень нужен, чтобы юридически оформить их более чем десятилетний союз, на который многие смотрели с осуждением, однако обещания не сдержал. Вместо этого в сентябре того же года он познакомился с 18-летней Ниной Андреевской, на которой женился годом позже. Мюнтер же провела тяжелейшие годы в скитаниях по Скандинавии, поближе к России, бомбардируя ускользающего любимого письмами, остававшимися без ответа, делая запросы о его местонахождении и всё ещё на что-то надеясь. О женитьбе Кандинского она узнала лишь много лет спустя.

Познакомились они в 1902 году. 25-летняя Мюнтер пришла учиться в "Фалангу", недавно открывшуюся школу Кандинского. Лето 1902 года учитель с учениками провёл в Кохеле, где произошло первое сближение художников. Но Кандинский к этому времени уже женат на своей кузине Анне Чемякиной и считает себя не вправе идти на поводу у своих чувств. К концу лета однако он уже не в силах им сопротивляться, поэтому он просит Габриэле уехать из Кохеля, не дожидаясь окончания выездной сессии. Мюнтер уезжает к сестрам в Бонн, а к Кандинскому приезжает жена Аня. В октябре они снова в Мюнхене и связь возобновляется. Одно время они пытаются обуздать взаимное влечение и быть просто друзьями, но Кандинский срывается и всё возвращается на круги своя. Это очень мучительное для обоих время. Кандинский не в силах оставить Аню, с которой прожил уже 10 лет и которая приехала из-за него в чужую страну. Мюнтер же не устраивают отношения любовного треугольника и вечной тайны, она требует от любимого сделать выбор. Только летом следующего года Кандинский решается поговорить с женой, которая, будучи человеком терпимым и понимающим, жертвует собой и отпускает его с миром. В сентябре 1904 года Кандинский выезжает из их совместной квартиры. К этому моменту он уже год помолвлен с Габриэле, но жить с ней вместе пока не решается. А это просто необходимо, чтобы проверить отношения на прочность. Кандинский находит выход: он предлагает Мюнтер пожить вместе вдали от Мюнхена, где его все знают, и прежде всего от своей брошенной жены, по отношению к которой он чувствует себя виноватым. Пара проводит несколько лет в путешествиях: 1903 год - Голландия, 1904-1905 - Италия, Тунис, Дрезден, где они обходят пешком "саксонскую Швейцарию", потом Брюссель, Милан и Рапалло, затем предместье Парижа Севр, летом 1907 года - Швейцария пешком и на велосипедах, потом год в Берлине. Глядя на этот список, кажется, что им можно только позавидовать, на самом деле для обоих это очень непростой период. В своих воспоминаниях Мюнтер пишет: "Жизнь была слишком нестабильной, чтобы чувствовать удовлетворение." Нетрудно представить, как ощущала себя в начале ХХ века незамужняя женщина, живущая с женатым мужчиной. Люди смотрели на нее неодобрительно, в гостиницах им не разрешали селиться в одном номере... Кандинский тоже в мрачном расположении духа, особенно в парижский год - Париж ему чужд, он хочет уехать, Мюнтер же, наоборот, с наслаждением окунается в бурлящую культурную жизнь, посещает художественные курсы, на этой почве возникают первые серьёзные ссоры, которые сопровождаются мучительной рефлексией о правильности сделанного выбора, неудовлетворённостью и новыми укорами совести из-за жены.

После путешествия в апреле-мае 1908 года в Южный Тироль, где написаны последние этюды мастихином в стиле позднего импрессионизма, пара возвращается в Мюнхен, намереваясь остаться в городе или его близи. Вот тут-то и появляется в их жизни Мурнау.

Они попадают туда, блуждая по окрестностям, и сразу очаровываются этим местом.
По совету Кандинского и Мюнтер в Мурнау на несколько месяцев поселяется другая известная пара художников Явленский и Веревкина, к которым в конце июля-начале августа присоединяются Кандинский с Мюнтер.
Обе пары живут в гостинице Грисброй.

 photo 8929972208_2e11a4178e_zps73b69b06.jpg
В. Кандинский, "Мурнау. Вид из окна Грисброй", 1908

Живописная пестрота края в начале осени и длительные беседы с коллегами по искусству способствуют рождению нового видения и стиля, прорыву в живописи. Особенно много пишет Мюнтер: до пяти этюдов в день. "После кратковременных мучений я сделала там большой прыжок вперёд: от копирования природы в более или менее импрессионистической манере к прочувствованию содержания, к абстрагированию, к передаче экстракта."- напишет позже Габриэле. Весной 1909 года обе пары снова в Мурнау. К этому времени Кандинский уже организатор "Нового мюнхенского объединения художников", в котором собрались мюнхенские художники, искусство которых не вписывалось в традиционные рамки. Для него и Мюнтер - это очень интенсивный год.

Летом 1909 года они снимают только что построенную виллу Ксавера Штрайдля, в которую Кандинский влюбляется с первого взгляда. Через очень короткое время не без его влияния Мюнтер покупает виллу.

С этого момента и до начала Первой мировой войны пара в тёплое время года живёт в этом доме, принимает гостей, заботливо возделывает прилегающий участок земли, расписывает мебель, постепенно превращая своё жилище в "Gesamtkunstwerk". После разрыва с Кандинским, проведя несколько лет в скитаниях, Мюнтер возвращается в этот дом и живёт в нём до конца своих дней. Многие работы Кандинского, созданные во время их совместной жизни, остаются у неё. Вернувшись в Германию с молодой женой, Кандинский пытался через адвокатов заполучить назад своё имущество, но встретил со стороны Мюнтер отпор. В гневе она написала ему сорокастраничное письмо, где высказала все свои обиды. Кандинский признал свою вину и оставил ей в качестве "моральной компенсации" свои картины. Позже, рискуя жизнью, она спасла их в подвале этого дома от произвола нацистов, а потом, незадолго до своей смерти, подарила мюнхенской галерее в доме Ленбаха, вместе с некоторыми своими картинами и картинами других представителей "Синего всадника" из своей коллекции. С Кандинским она так больше и не встретилась.

Такова в общих чертах история их отношений.

А теперь добро пожаловать в Мурнау!

Вот так выглядит главная улица городка.

 photo IMG_1149_zps361a7877.jpg
Главная улица в Мурнау

Такая плотная застройка только в центре, стоит пройти несколько минут, как оказываешься в сельской идиллии, среди утопающих в зелени частных домов. Всё вокруг залито солнцем, а в воздухе тишина и покой, по дороге мы почти не встречали людей.

 photo IMG_1260_zps1c6dbb39.jpg

На картинах Кандинского и Мюнтер Мурнау ещё более солнечный и безлюдный. Я очень люблю эти работы Кандинского: яркие сочные краски, формы всё более упрощаются и уплощаются, залитый солнцем пейзаж словно растворяется в воздухе, уже чувствуется движение в сторону абстракции, хотя предметы в большей или меньшей степени всё ещё читаются.

МУРНАУ КАНДИНСКОГО

 photo 800px-thumbnail_zpsc6214449.jpg
В. Кандинский "Мурнау. Сельская улица", 1908

 photo 872f5bd2-dbad-4998-a399-24e929d4d87f_zps25f73b50.jpg
В. Кандинский "Мурнау. Пейзаж с зелёным домом", 1908

 photo kandinsky_murnau_zps0c6c7c39.jpg
В. Кандинский "Мурнау. Кольгруберштрассе", 1908

"Murnau. Landscape with a Tower". 1908 photo 87_zps68fb66bd.jpg
В. Кандинский "Мурнау. Пейзаж с башней", 1908

Забавно сравнивать написанное с натуры с современными видами тех мест, но проводить такое исследование в компании полуторагодовалого мальчика, сопровождавшего нас, было, к сожалению, невозможно. Зато в интернете мне попалась фотография, на которой видно, что со времён Кандинского и Мюнтер в центре городка изменилось мало.

 photo 3112431281_18f65bf78f_o_zps87de0e56.jpg
В. Кандинский "Дома в Мурнау на Обермаркт", 1908

 photo Schulbegleitung-9_zpsa4c83d23.jpg
В. Кандинский "Улица в Мурнау", 1908

 photo Schulbegleitung-8_zps136bc89d.jpg
Те же дома на фотографии Габриэле Мюнтер, около 1909

 photo bf45a0b2-1a33-4f30-8330-f2b53cbe045a_zpsbc2b19b3.jpg
В. Кандинский "Мурнау. Улица с женщинами", 1908

 photo 02c2b245-6fa2-4567-ae78-18933a649311_zps2ea36e89.jpg
В. Кандинский "Мурнау. Йоханиссштрассе", 1908

 photo 6b6d49b775_zps45da0556.jpg
В. Кандинский "Мурнау с синим домом", 1908

Herbst im murnau 1908 photo autumn-in-murnau-1908_zpseeb275f3.jpg
В. Кандинский "Осень в Мурнау", 1908

"Murnau View With Railway And Castle". 1909 photo 14_zpsed1feda3.jpg
В. Кандинский "Мурнау. Вид с железной дорогой и замком", 1909

Grungasse In Murnau". 1909 photo 15_zpse8f838f9.jpg
В. Кандинский "Грюнгассе в Мурнау", 1909

 photo houses-at-murnau-1909_zps08730842.jpg
В. Кандинский "Дома в Мурнау", 1909

 photo 21cbe8ed-f511-4765-a2a6-eb35f1d27fc6_zps396920d4.jpg
В. Кандинский "Мурнау с радугой", 1909

WASSILY KANDINSKY,  MURNAU – SCHLOSS UND KIRCHE, 1909 photo 2327a2938e748dfc8528c84b01a293c5_zps88727335.jpg
В. Кандинский "Замок и церковь", 1909

WASSILY KANDINSKY,  KIRCHE IN MURNAU, 1909 photo 1f3300cc7c1f00b6494308ca366c6397_zps058b3216.jpg
В. Кандинский "Церковь в Мурнау", 1909

 photo ex_Kandinsky_Landscape-near-Murnau-with-Locomotive_1024_zps964e7aca.jpg
В. Кандинский "Пейзаж вблизи Мурнау с паровозом", 1909

 photo Murnau201909-3_zps514b8106.jpg
В. Кандинский "Мурнау", 1909

МУРНАУ МЮНТЕР

 photo 3fc555cb-0dc4-4ea1-92fa-ec8b1ac37656_zps405b2b6a.jpg
Габриэле Мюнтер "Заборные тени", 1908

 photo km_kmcfa023_1258036023_zpsbbf07064.jpg
Габриэле Мюнтер "Переулок в Мурнау", 1908

 photo km_kmcfa023_1257865820_zps5c91f1fd.jpg
Габриэле Мюнтер "Сельская улица в Мурнау", 1908

 photo Schulbegleitung-10_zps78aa45b1.jpg
Габриэле Мюнтер "Мурнау", 1908

 photo P867_244009_zps7bbb4b7b.jpg
Габриэле Мюнтер "Вечер на Мурнауском болоте", 1908

Gabriele Münter Haus In Wintersonne 1909 photo Gabriele2BMC3BCnter2BHausInWintersonne1909_zps57f806fc.gif
Габриэле Мюнтер "Дом на зимнем солнце, 1909

 photo Gabriele-Munter-Three-Houses-in-Murnau-1909-large-1186454287_zpsd701a384.jpg
Габриэле Мюнтер "Три дома в Мурнау", 1909

 photo Schulbegleitung-19_zps97d968fc.jpg
Габриэле Мюнтер "Зелёный домик", 1910

 photo b5cc418d-d6d4-4a1c-b0d5-3bd1fd1e03d9_zps4d0b23bc.jpg
Габриэле Мюнтер "Зелёный дом. Мурнау", 1911

Gabriele Münter, Murnau, Gelbe Haus 1911 photo Gabriele2BMC3BCnter2BGelbeHaus1911_zps8fa223ef.gif
Габриэле Мюнтер "Мурнау. Желтый дом", 1911

Работы Мюнтер более поздних лет.

Gabriele Münter, Murnau im Mai, 1924 photo Muenter_Murnau20im20Mai_1924_1_zps0de0c148.jpg
Габриэле Мюнтер "Мурнау в мае", 1924

 photo 0f21d59e-ca0c-4877-af68-19ce3b38108a_zps625272ca.jpg
Габриэле Мюнтер "Деревья на Хагенвег", 1931

Gabriele Münter Blaue Berge Und Schnee1933 photo Gabriele2BMC3BCnter2BBlaueBergeUndSchnee1933_zps77294a84.gif
Габриэле Мюнтер "Синие горы и снег", 1933

Frühstück der Vögel, Murnau, 1934 photo Gabriele2BMC3BCnter2BFrC3BChstC3BCckDerVC3B6gel1934_zps34e0970b.png
Габриэле Мюнтер"Завтрак птиц", 1934

 photo f4b8a3ad-b3f0-4062-950c-a3af8b6e2606_g_570_zps1a1478d0.jpeg
Габриэле Мюнтер "Главная улица Мурнау с повозкой", 1934

 photo 2e8b4c1f-5969-4c90-96f9-a62002e2c0df_zps4c102c75.jpg
Габриэле Мюнтер "Олимпиаштрассе", 1936

Gabriele Münter VorfrühlingMurnau1937 photo Gabriele2BMC3BCnter2BVorfrC3BChlingMurnau1937_zps256a4998.gif
Габриэле Мюнтер "Ранняя весна. Мурнау", 1937

 photo 1768d8ba-ac67-4986-8f92-233da3600450_570_zpsb51acf34.jpeg
Габриэле Мюнтер, "Мурнау. Облако в форме дерева над замком", 1939

Gabriele M photo Gabriele2BMC3BCnter2BMurnauerMoos1946_zps620347b2.gif
Габриэле Мюнтер "Мурнауское болото", 1946

Gabriele Münter Tauwetter Murnau 1948 photo Gabriele2BMC3BCnter2BTauwetterMurnau1948_zpsa6e280e8.gif
Габриэле Мюнтер "Оттепель", 1948

Я много слышала о Замковом музее в Мурнау с его богатой коллекцией работ "Синего всадника". Туда-то мы и отправились первым делом, оставив дом Мюнтер на второе.
Музей расположен в замке XIII века, знакомом многим по одной из работ Кандинского.

 photo IMG_1155_zps4bcaffda.jpg

Murnau 1908 photo ArtX0133_zps7eb59d83.jpg
В.Кандинский, "Замок I", 1908

Подступы к замку по-прежнему пестрят цветами.

 photo IMG_1154_zps9a3fdb63.jpg

Во дворе тихо и уютно. Наш маленький Яша, встречающий рёвом любую попытку ввести его в музей, провёл здесь несколько упоительных часов, по очереди истязая родителей своим неуёмным исследовательским интересом.

 photo IMG_1157_zpsc096c3c0.jpg

Я была в музее дольше остальных, но умудрилась не заметить по мнению мужа самого главного. Котёнок Мюнтер очень похож на нашу кошку Аринку в младенчестве.

 photo schlossmuseum-murnau-118_v-image512_-6a0b0d9618fb94fd9ee05a84a1099a13ec9d3321_zps41bcdc55.jpg
Габриэле Мюнтер "Испуг"

Зато я надолго задержалась в зале подстекольной живописи - ремесла, распространённого в Баварии, Австрии и Богемии и во многом повлиявшего на стиль "Синего всадника". В такой живописи краски наносятся в обратном порядке на оборотную сторону стекла, они не смешиваются, а накладываются слоями в чистом виде, готовые картины из-под стекла выглядят сочно и декоративно. Отдельные примеры подстекольной живописи известны ещё со Средних веков, в XIX же веке она распространилась массово и стала источником дополнительного зимнего дохода крестьян. В основном это были картины религиозного содержания.

 photo IMG_1160_zpscb570bec.jpg
Зал подстекольной живописи в Замковом музее в Мурнау

В начале XX века в Мурнау жил мастер, работавший по стеклу, Гейнрих Рамбольд, у которого взялась учиться очарованная этим явлением Мюнтер. Очень скоро она заразила этой техникой Кандинского, а потом и Франца Марка, Августа Маке, Генриха Кампедонка. В музее я увидела незнакомую монохромную работу Клее в этой технике.

 photo IMG_1166_zps36702718.jpg

Мюнтер сперва копировала чужие работы, а потом стала писать свои, совсем в другом стиле.

 photo Schulbegleitung-16_zps81ddcb64.jpg
Габриэле Мюнтер "Вид Мурнау с озера", 1910

 photo Schulbegleitung-3_zps484bdb34.jpg
Габриэле Мюнтер "Баварский пейзаж с хутором", около 1911

 photo 90a8691e-2548-4a16-bacb-98047a94e4f0_zps8d09b569.jpg
Габриэле Мюнтер "Деревенская улица зимой", 1933

Кандинский тоже много писал в этой манере. Стены дома в Мурнау до сих пор увешаны такими картинами на стекле, вставленными в пёстрые, на мой взгляд, даже аляповатые рамы, расписанные авторами и неотделимые от самих картин.

 photo Schulbegleitung-2_zps6ef2ae0a.jpg
В. Кандинский "Св. Георгий", 1911

От музея до дома Мюнтер идти минут десять. С колясками, мышками, кошками чуть дольше - потому что в конце нужно по узкой тропинке подниматься в горку. Зато вид с неё открывается чудесный: зелёные кроны деревьев, красные черепичные крыши, светлые фасады замка и церкви на фоне синего неба и гор.

 photo IMG_1195_zps6231f897.jpg

А это фотография Мурнау, сделанная за несколько лет до его открытия Кандинским и Мюнтер.

 photo 800px-Murnau_in_1900_zps03d6d276.jpg
Мурнау в 1900 году

Барочная церковь св. Николая фигурирует не на одном десятке картин Кандинского и Мюнтер, при этом ракурс почти всегда один и тот же. Почему - я поняла на месте. Эту фотографию я сделала, стоя в проёме входной двери "русского дома". Думаю, часть этих картин - виды из окна, а другая часть, наверняка, написана в чудесном саду, который они так любили.

 photo IMG_1203_zps4ba7b6e2.jpg

На фотографии Мюнтер больше простора, за сто лет вилла значительно обросла соседями.

 photo Schulbegleitung-22_zpsb2b86299.jpg
Вид из "русского дома" на холм с церковью, фото Габриэле Мюнтер 1910 или 1911 года

 photo br_gm-murnau_zps98ad4111.jpg  photo br_murnau_zpsb17e72b0.jpg
Габриеле Мюнтер "Мурнау и церковь", 1910

Ещё пейзажи с церковью св. Николая, около которой, кстати, Мюнтер нашла своё последнее пристанище: от могилы очень хорошо виден "русский дом".

 photo Kandinsky-Murnau_zpsc6f12a6c.jpg
В. Кандинский "Мурнау. Вид с замком, церковью и железной дорогой", 1908

Murnau with a Church". 1910 photo 21_zps8a0d9c25.jpg
В. Кандинский "Мурнау с церковью", 1910

 photo kandinsky-PI-34_zpsc320e4f6.jpg
В. Кандинский "Вид на Мурнау с церковью", 1910

ALEXEJ JAWLENSKY,  LANDSCHAFT BEI MURNAU, CA. 1910 photo 504426e68f9c7e10986b31fe9fea54de_zps244b2c50.jpg
В. Кандинский "Эскиз Мурнау с церковью II", 1910

 photo kandinsky-murnau-mountain-landscape-with-church-1910_zpsb357d4c9.jpg
В. Кандинский "Мурнау. Горный пейзаж с церковью II", 1910

 photo Schulbegleitung-17_zps47d69c10.jpg
Габриэле Мюнтер "Пейзаж с церковью", 1910

Gabriele Münter Murnau 1954 photo Gabriele2BMC3BCnter2BMurnau1954_zpsb546fcfa.gif
Габриэле Мюнтер "Мурнау", 1954

Внутри дома многие вещи сохранились в прежнем виде и стоят на прежних местах - во многом это результат стараний организаторов музея, воссоздавших интерьер по картинам его жильцов. Почти вся мебель пёстро расписана в баварском духе с вкраплениями отдельных типичных для Кандинского мотивов, таких как летящие во весь опор всадники.

Диван со столиком в гостиной. Они же на картине Габриэле Мюнтер.

 photo IMG_1219_zps29e0aa60.jpg

Sofatisch im Russenhaus 1910 photo 454390313_m_zpsbebae835.jpg
Габриэле Мюнтер, "Диванный столик", 1910

Другой угол гостиной.

 photo Gute-Stube-im-Russenhaus_zpseb1d967a.jpg

Kandinsky and erma Bossi photo gabriele-munter-kandinsky-and-erma-bossi-at-the-table-in-the-murnauhouse_zps399db577.jpg
Габриэле Мюнтер, "Кандинский и Эрма Босси", 1912

Ещё одна комната. На кровати в глубине соседней комнаты - Кандинский.

 photo IMG_1241_zps8ab2e2e5.jpg

Interieur in Murnau (1910) photo interieur-in-murnau-1910_zpscf1e79a0.jpg
Габриэле Мюнтер "Интерьер в Мурнау", 1910

Столовая

Interior (My Dining Room)". 1909 photo 13_zpsd3585cb7.jpg
В. Кандинский "Интерьер (Моя столовая)", 1909

Расписанная лестница со всадниками.

 photo IMG_1223_zpsa4ba450b.jpg

И мебель.

 photo IMG_1227_zpscb9e1d4a.jpg

 photo 6murnau_komode_zpsc4541fcc.jpg

 photo IMG_1228_zpsfffe18ac.jpg

Мастерская с массивным мольбертом. На стенах, помимо коллекции подстекольной живописи, в основном поздние картины Мюнтер, ранние работы хозяйки дома и картины Кандинского сейчас в галерее Ленбаха в Мюнхене или в Замковом музее в Мурнау.

 photo kunstwerke-im-kunstwerk-ein-von-muenter-und-kandinsky-selbst-gestaltete-zimmer-im-gabriele-muenter-haus_zpse8642eb3.jpg

Сад вокруг дома не менее пёстр и симпатичен, чем сам дом, а наших детей он явно заинтересовал больше. Путешествие с малыми детьми - занятие очень утомительное, но Мурнау довольно неплохо подходит для такого рода туризма. В музее Яша изнывал и мы по очереди пасли его во дворе, зато в саду вокруг "русского дома" он набегался вволю, наслаждаясь долгожданной свободой. Из "русского дома" мы пошли купаться в озере и тут уж он точно простил нам свои музейные мучения.

Кандинский с Мюнтер любили свой сад не меньше дома, они часами копались в нём, выращивая всякую всячину, и радовались своим агрономическим удачам.

Вот они, сельские труженики.

 photo Schulbegleitung-1_zpsdf5709a9.jpg
Кандинский в саду

 photo Schulbegleitung_zpsf8234614.jpg
Мюнтер в саду

Что же они выращивали на своих грядках?
Рассматривая по возвращении мурнауские картины того периода, однозначно я распознала только подсолнухи.

Murnau. Garden". 1909 photo 93_zps143bebde.jpg
В. Кандинский "Мурнау. Сад", 1909

Murnau. Garden". 1910 photo 124_zps31ed3cf2.jpg
В. Кандинский "Мурнау. Сад", 1910

Позже я прочитала переписку. Вот некоторые выдержки из писем Кандинского Мюнтер, уехавшей к родным на лето. Из них видно, насколько интересовала знаменитого абстракциониста простая крестьянская работа в саду и её результаты. Как подробно он описывает каждую ягодку!

30.06.1911
Сегодня в четыре приехал с большим количеством багажа. Было очень жарко. Сразу пошёл в сад и съел несколько клубничин. Потом выпил чаю. [...] Потом снова в сад. Вот как там обстоят дела. Не украдено ни одной ягоды (т.е. ни одной смородины и пр.) Клубничные кусты будто обрызганы большими каплями крови. Самая большая сегодня такого размера (рисунок). Здорово? Грядка просто светится - уже издали, там их сотни! Хороши также мелкие, которые мы принимали за лесные ягоды (или выродившиеся) - они такие и тёмно-красного цвета. В этой области нам, действительно, повезло. Крыжовник слабый - маленький и совсем мало. Смородины много и хорошей. Малина только появляется, но ее не так мало, как мы думали: несколько фунтов выйдет точно. Картошка хорошая и большая (20-25 см). Огурцы - третий лист, здоровые. Новый посев рядом (забыл, что это) взошёл отлично. (Нарисованная клубника - это та, что мы видели уже большой, но ещё зелёной, вверху справа от дома.) Трава снова высокая. [...] Полил сад. [...] Немного прогулялся по Коттмюллераллее (была ужасная жара), почти всё скосил.

 photo 2aallee_zps4356ced8.jpg
Та самая Коттмюллераллее, ведущая к дому.

02.07.11

И всё-таки у нас будет, может быть, 20-30 вишен! [...] Очень хороша не только редиска, но и редька. На круглой клумбе тоже всё в порядке, кое-что цветёт (тот же сорт, что и раньше). Наверху ирисы - почти отцвели. Чёрную смородину буду собирать завтра, чтобы Фанни её сразу законсервировала, как она планировала. Мак с большими бутонами - до пояса.

[...] Как жаль, что ты не можешь собирать и есть с грядки!


7.7.1911

Собрал ещё фунт клубники. Розовый куст у дома цветёт чудесно - прямо-таки цветущий букет, розы числом около двадцати расположены тесно друг к другу и образуют букет. Также цветут разные цветы на круглой клумбе. [...] Мы ещё посеяли салат, редис и шпинат.

 photo Schulbegleitung-21_zpscf9d2e71.jpg
Круглая клумба и её создатель

Во время реставрационных работ пятнадцатилетней давности дому вернули облик времён проживания в нём Кандинского, тогда же была восстановлена и эта клумба, кусочек которой виден на фотографии. Я хорошо побегала по её гравиевым дорожками, догоняя своё резвое чадо.

 photo IMG_1253_zpsc4dff9a7.jpg

22.7.1911

Меня ужасно огорчает, что ты не можешь насладиться здешней прекрасной погодой и плодами своих стараний, упорства, работы в саду, где сейчас всё так чудесно цветёт и плодоносит! Конечно, твоё путешествие тебе что-то даст, и хорошо, что ты в него отправилась (это, наверняка, тебя обогатит, может быть, в том числе материально), и всё же даже когда я радуюсь саду, мне грустно, что тебе остаётся только представлять всё это. Но ничего! Мы ещё наверстаем упущенное осенью! Идёт? Будем вместе готовить грядки к весне и к следующему году обустроим наш сад ещё лучше. Ты знаешь, как прекрасна тут осень! Сейчас жарко, даже слишком жарко. В Мурнау пыль! Не чудо ли это? Вечно мокрый "Свиной переулок" покрылся пылью. Всё ждёт дождя. Иногда мы даже то тут, то там поливаем ... газон.

И т. д. и т. п.

А теперь в саду растут чудесные яблони, под ними во множестве валяются яблоки, которые почему-то никто не собирает и они портятся. Пока Лизка рисовала под яблоней, Яшка спас несколько спелых экземпляров от гниения, засунув мне в сумку, и мы с удовольствием похрустели ими по дороге к озеру.

 photo IMG_1255_zps07ac275e.jpg

Штаффельское озеро

 photo IMG_1270_zps6939e546.jpg

Gabriele Münter, Staffelsselandschaft mit Murnauer Moos und Kirche, um 1909 photo 77753_M606x400_zpsb85a6fdf.jpg
Габриэле Мюнтер "Пейзаж со Штаффельским озером, Мурнауским болотом и церковью", около 1909

 photo f2409549-ab54-46c7-91b7-ad96b797da45_570_zpse52ff8f4.jpeg
Габриэле Мюнтер "Мурнауский пейзаж (Штаффельское озеро)", 1924

Gabriele Münter Blaue Berge Und Schnee1933 photo Gabriele2BMC3BCnter2BBlaueBergeUndSchnee1933_zps77294a84.gif
Габриэле Мюнтер "Синие горы и снег", 1933

 photo d4fc35d8-74bb-452c-bd36-34dddd363996_g_570_zpse0eff67a.jpeg
Габриэле Мюнтер "Штаффельское озеро", 1933

 photo d58eeeb5-b426-4ce1-984e-029f66769f52_g_570_zps6138bbe0.jpeg
Габриэле Мюнтер "Вид из погребка Грисброй. Домик у Штаффельского озера"

Münter, Gabriele  Staffelsee, 1934. photo 101000151_zps6dce5a59.jpg
Габриэле Мюнтер "Штаффельское озеро", 1934

 photo kadinsky_autumnland_boats_zps57ef7a70.jpg
В. Кандинский "Осенний пейзаж с лодками", 1908

Tags: "Синий всадник", Кандинский, Мурнау, Мюнтер, вылазки, живопись, инфант, инфанта, искусство, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments